рефераты
Главная

Рефераты по международному публичному праву

Рефераты по международному частному праву

Рефераты по международным отношениям

Рефераты по культуре и искусству

Рефераты по менеджменту

Рефераты по металлургии

Рефераты по муниципальному праву

Рефераты по налогообложению

Рефераты по оккультизму и уфологии

Рефераты по педагогике

Рефераты по политологии

Рефераты по праву

Биографии

Рефераты по предпринимательству

Рефераты по психологии

Рефераты по радиоэлектронике

Рефераты по риторике

Рефераты по социологии

Рефераты по статистике

Рефераты по страхованию

Рефераты по строительству

Рефераты по таможенной системе

Сочинения по литературе и русскому языку

Рефераты по теории государства и права

Рефераты по теории организации

Рефераты по теплотехнике

Рефераты по технологии

Рефераты по товароведению

Рефераты по транспорту

Рефераты по трудовому праву

Рефераты по туризму

Рефераты по уголовному праву и процессу

Рефераты по управлению

Доклад: Родина, как семья народов: построение тематических циклов занятий для старших дошкольников и младших школьников

Доклад: Родина, как семья народов: построение тематических циклов занятий для старших дошкольников и младших школьников

Крячко А. А.

Введение в традицию

В московском центре поддержки семьи "Рождество" на протяжении ряда лет создавалась программа студийных занятий с родителями и детьми от 1,5 до 8-ми лет, которую авторы назвали "Введение в традицию".

Одним из основополагающих ее разделов является тематический блок "Наше Отечество". Через систему тематических впечатлений дети, год от года, знакомятся с русской семейно-бытовой, трудовой, детской игровой, художественной культурой, с важнейшими вехами отечественной истории, великими битвами и полководцами, русскими святыми, напутственным смыслом годового круга праздников.

Нет сомнения в том, что культурные национальные архетипы оказывают значительное влияние на формирование личности и гражданского, патриотического сознания. Многие педагоги и психологи сегодня с тревогой отмечают, что подмена и ломка культурных архетипов являются одним из факторов повышенной невротизации современного поколения детей и подростков, не говоря уже о потере нравственных ориентиров.

Однако невозможно не увидеть, что решение воспитательных задач исключительно на этнокультурном материале и применительно к различным возрастным группам детей возлагает на педагогов особую ответственность в нынешней ситуации обострения национальных и религиозных настроений. К тому же такой подход, как правило, исключает из системы отечественных культурно-исторических ценностей такие важнейшие, вполне традиционные понятия, как добрососедство и гостеприимство. В самом деле, русские люди веками жили и строили добрососедские отношения со множеством малых народов, населяющих нашу Родину. Без этого опыта представление о подлинной  традиционной культуре может стать неполным и однобоким.

Род – народ - Родина как семья народов

Для того чтобы чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества не приняло со временем черты национальной нетерпимости и превосходства, представляется немаловажным выстроить содержание занятий так, чтобы поэтапно, не торопясь, провести ребенка  по своеобразной "лесенке". Ступени ее могут быть такими:

- моя семья

- мой род

- наш народ и Родина

- наша Родина, как семья народов

- народ Божий, Церковь Христова, для которой нет формальных границ.

В программе "Введение в традицию", созданной педагогами Центра "Рождество", за многие годы работы сложился определенный опыт "сопровождения" детей разного возраста по этим ступенечкам, которым сегодня предоставлена возможность поделиться.

Первые ступени - культура родного народа; понятия  род - народ – Родина

(от 1,5 до 5-ти летнего возраста)

Первые ступени предложенной "лесенки" - опора, база, фундамент, который может закладываться в течение ряда лет, питая душу ребенка самобытными образами культуры родного народа, его идеалами.

Младший возраст - это благодатное время введения ребенка в народную семейно-бытовую культуру. Здесь в помощь педагогу и родителям из воспитательного потенциала народной культуры пригодятся традиция пестования и потешения (нынче представляемая в так называемых "пальчиковых играх"), и колыбельные песни, и кукольные образы - зверушки, пупсы и игры с ними, и сказки, и строй календарных песен и праздников, и отражение природных изменений в творческих заданиях для малышей.

В среднем дошкольном возрасте происходит более углубленное знакомство с культурной и духовно-нравственной традицией, напутственным смыслом годового круга праздников, представлениями о национальном герое и родной земле. Активно используются педагогические возможности сказок, подвижных  и познавательных игр, рукоделия, тематических бесед, творческой деятельности.

Обращение в ходе бесед и творческих заданий к физической карте нашей страны помогает оценить многообразие природных богатств России (темы "Лесная кладовая", "Сокровища недр", "Богатства водоемов" и пр.) На следующей возрастной ступени вниманию детей предлагается другой тип карты.

Вторая ступень - Родина, как семья народов

(для детей 6 - 7-летнего возраста)

Целый тематический цикл занятий посвящен этой теме. Впервые вместо физической карты России появляется карта ее федеративного устройства. Она дает наглядное представление о многообразии этносов, населяющих нашу Родину, и помогает совершить своеобразное "путешествие" к ним в гости.

Такое путешествие становится возможным при помощи родителей. Программа "Введение в традицию" вообще предполагает деятельное участие семей в ходе занятий, но в этот тематический цикл мамы и папы включаются особенно активно. Их задача - представить по выбору один из малых народов России, сыграть роль гостеприимных хозяев.

Педагог объявляет детям о том, кто из народов нашей страны "зовет" нас сегодня в гости, вместе мы намечаем по карте маршрут, выбираем удобное "средство передвижения" и с соответствующей песенкой (про самолет или поезд, кораблик и т.п.) отправляемся в путь.

Нас встречают "хозяева". Они представляют нам элементы народных костюмов, утварь, украшения и другие предметы материальной культуры, разучивают с "гостями" несколько слов на своем языке, угощают любимыми блюдами национальной кухни, показывают сказку своего народа или приглашают поучаствовать в народной игре. Народные игры, сказки, предметы материальной культуры и искусства отражают специфику их жизни: природные условия, основные занятия и пр.

Общей педагогической задачей этого цикла занятий является сравнительное обращение как к специфическим, отличным от русских, проявлениям культуры, так и к тому общему содержанию, которое невозможно не заметить в таком путешествии. Оказывается, что все мамы на свете, на каком бы языке ни пели они свои  колыбельные песни, ни рассказывали сказки, стремятся поделиться со своими малышами самым дорогим и ценным из того, что знают они о жизни и месте человека в ней, о путях праведных и нечестивых, смиренных и гордых, ленивых и трудолюбивых. К какой бы культуре мы ни обратились, практически везде мы услышим родительское напутствие, общее для разных народов: будь трудолюбив и усерден, терпелив и честен, умей достойно и проигрывать, и побеждать, храни и созидай свой дом, умей постоять за него, за свой народ, за нашу Родину.

Третья ступень: "Во Христе нет ни эллина, ни иудея…"

(для 7 - 8-летних детей)

Одним из важнейших разделов, составляющих программу "Введение в традицию", является тематический блок "Основы православной культуры". Родители, приходящие со своими детьми на занятия в центр "Рождество", разделяют представление о том, что культурообразующей религией в нашей стране является православие. Поэтапному введению в духовную традицию помогают тематические беседы, слайд-фильмы, песни, праздники года и система приуготовительных занятий к ним на всех возрастных этапах.

Но вот в тематическом цикле занятий для младших школьников, продолжающемся в течение Великого поста, карту России сменяет политическая карта мира. С ее помощью мы совершаем познавательное "путешествие" к разным народам, населяющим землю. Отправной точкой таких путешествий служат беседы о путях апостольских. Словно проходя по разным землям вслед за учениками Христа, мы не только узнаем о жизни, подвижничестве, благовестии каждого из них, но и об особенностях населяющих Европу, Средиземноморье, Африку народов.

Так, поэтапно, за национальными ценностями могут быть открыты перед детьми и наднациональные - в полноте бытия Церкви, для которой нет границ, призванной соединять в братской любви и служении разные народы Земли.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


© 2012 Рефераты, доклады и дипломные работы, курсовые работы бесплатно.