рефераты
Главная

Рефераты по международному публичному праву

Рефераты по международному частному праву

Рефераты по международным отношениям

Рефераты по культуре и искусству

Рефераты по менеджменту

Рефераты по металлургии

Рефераты по муниципальному праву

Рефераты по налогообложению

Рефераты по оккультизму и уфологии

Рефераты по педагогике

Рефераты по политологии

Рефераты по праву

Биографии

Рефераты по предпринимательству

Рефераты по психологии

Рефераты по радиоэлектронике

Рефераты по риторике

Рефераты по социологии

Рефераты по статистике

Рефераты по страхованию

Рефераты по строительству

Рефераты по таможенной системе

Сочинения по литературе и русскому языку

Рефераты по теории государства и права

Рефераты по теории организации

Рефераты по теплотехнике

Рефераты по технологии

Рефераты по товароведению

Рефераты по транспорту

Рефераты по трудовому праву

Рефераты по туризму

Рефераты по уголовному праву и процессу

Рефераты по управлению

Сочинение: Счастье и несчастье в оценке Андрея Болконского

Сочинение: Счастье и несчастье в оценке Андрея Болконского

Образ Андрея Болконского в романе — один из самых слож­ных, возможно, даже самый сложный. В продолжение всего повест­вования он что-то ищет, страдает, пытается понять смысл бытия и найти свое место в нем. Понятия счастья и несчастья изменяются у Андрея, даже меняются местами. Попробуем же выяснить, как оце­нивает счастье и несчастье князь Андрей Болконский в разные пе­риоды своей жизни.

С первых страниц появления князя Андрея Болконского видно, что это высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое назначе­ние. Это можно заметить в первом разговоре Болконского с Пьером. Андрей говорит с ним покровительственно, по-отцовски, но в то же время несколько свысока. Неудивительно и то, что Толстой акцен­тирует внимание читателей на титуле “князь”. “Князь” означает “принц”, совершенный. Что же для такого человека представляет­ся счастьем? — Слава. Война 1805 года. Андрей жаждет стать геро­ем. В его мечтах ему видится армия в опасности, а он один ее спа­сает. Прямо как в античности. И вот он, тот долгожданный миг. Болконский в Аустерлицком сражении бежит впереди со знаменем в руках, но падает. И как странно: он думает не о своем великом подвиге (он даже о нем забыл), он видит высокое, бесконечное небо с бегущими по нему облаками, высокое, далекое и вечное, и забы­вает про все, что ему казалось до этого счастьем. Его недавний кумир Наполеон восхищается его прекрасной смертью, но Болкон­скому он кажется маленьким и ничтожным. Впервые он вспомина­ет об отце, жене, сестре и будущем ребенке, которыми раньше готов был пожертвовать ради героического подвига во имя спасения Рос­сии (схожая черта с Раскольниковым: пожертвовать немногими, зато спасти многих). На этом жизнь ради славы, ради похвалы дру­гих, для других у князя Андрея заканчивается.

Князь Андрей понимает, что счастье в семье, в нем самом. Он начинает заниматься исключительно своими делами. Правда, это счастье оказывается нелегким для Андрея, слишком земное, про­стое, абсолютно не сочетающееся с его гордым небом (небо вообще имеет огромное значение для понимания образа Болконского). В Богучарове между Андреем и Пьером происходит важный разговор, очень сильно повлиявший на мировоззрение первого. Пьер сказал, что “ежели есть бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель, — и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их”, что “надо жить, надо любить, надо верить”. И хоть князь Андрей и спорил с этими высказываниями, но его внутренний голос говорил ему: “Правда, верь этому”. Всей его жизни было суждено измениться после одной встречи с Ната­шей. По дороге в Отрадное состояние души князя Андрея симво­лично отражается в дубе. “Весна, и любовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб... Все одно и то же, и все обман. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья!” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб”, — думал князь Андрей. “Нет счастья, все кончено” — вот решение Болконского. Но в Отрадном он увидел девочку, которая жила, не зная и не интересуясь им, и причем жила счастливо: “И дела ей нет до моего существования!” Это удивило и не понравилось ему, “Нет, жизнь не кончена в тридцать один год”, — вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. Он сделал этот вызов жизни, этой жизнерадостной девочке и всему, что его окружало. А симво­личный дуб “весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца”. Одна маленькая девочка способна была вернуть князя Андрея к жизни и надежде о счастье, и вере в любовь, “Мало того, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это, чтобы не для одного меня была моя жизнь”. На этом Андрей бросает свою отшельническую жизнь, уезжает в Петербург, знакомится с передовыми людьми того време­ни, начинает составлять преобразовательные проекты. Болконский стремится, чтобы его жизнь отразилась на других. Но не там он этого ищет, он ищет это в том обществе, от которого несколько лет назад убежал на войну. В дальнейшем он опять уйдет туда, чтобы скрыться от этой пустой суеты петербургского света. Как странно:

1805, 1812. Между этими годами прошло 7 лет. 7 — счастливое число. За эти 7 лет он, можно сказать, прожил всю жизнь, потра­тил ее в поисках себя и смысла жизни, и он нашел, нашел благода­ря этой маленькой девочке Наташе, которая сумела дважды карди­нально изменить его жизнь. Как же это случилось? В 1810 году после встречи на балу они сблизились, но за годовое отсутствие князя Андрея Наташа изменила ему с Анатолем. Гордая, высоко­мерная натура князя Андрея, конечно, не смогла простить ей. Хотя он и считал, что Наташа — это его счастье, князь Андрей бы никог­да не смог перешагнуть через себя, свою высокомерность. Он счи­тает, даже не считает, он чувствует, что он слишком совершенен. Они расстались, но в душе каждого остался неизгладимый след.

В Бородинском сражении князя Андрея ранят. Впервые в жизни в этот момент его тянет не к небу, а к земле. Как сильно он изменился! Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным обла­кам. В нем происходит жизненный перелом, даже не такой, какие у него были до этого. Прежде он думал о себе, теперь же он поду­мал о других. Для князя Андрея открылось другое счастье, счастье любви ко всем людям. Он почувствовал жалость к своему злейшему врагу Анатолю, которого он жаждал убить, и вот при его встрече с ним он жалеет и сочувствует ему. Со смертельным ранением в избе в Мытищах он лежит почти в забытьи и думает, что ему “откры­лось новое счастье, неотъемлемое от человека, счастье, находящее­ся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и простить его мог только один Бог”. Здесь же он встретил Наташу. Наверное, минуты, которые он про­вел с ней в конце жизни, были для него самыми счастливыми. Он сам говорил, что раз эта рана свела его с ней, он не жалеет ни о чем. Эта милая, веселая, жизнерадостная Наташа, вернувшая его первый раз к жизни, но теперь уже, благодаря ему, научившаяся страдать, осуществила его желание, чтобы жизнь князя Андрея Болконского отразилась на людях. И Наташа, и княжна Марья, и Пьер — все помнили его после его смерти, и вспоминали каждый с каким-то своим глубоким философским смыслом, но все по-добро­му. И что самое главное, он стал для сына Николеньки кумиром, божеством. Поэтому, что бы ни говорили, князь Андрей был счас­тлив, его счастье осуществилось для него, он умер счастливым.

Князь Андрей — философ, мыслитель. У Толстого он противо­поставляется такой героине, как Наташа, олицетворяющей земную, но счастливую жизнь. Что значит счастье для Болконского? Что значит счастье для Наташи? Что — для других? Писатель показал кардинально различных людей, их взгляды на мир и их судьбы. Образ князя Андрея является одним из самых интересных, без него романа не получилось бы.


© 2012 Рефераты, доклады и дипломные работы, курсовые работы бесплатно.